Кузембетьевский ремонтно-механический завод вписался в экономические условия, сохранил кадровый и производственный потенциал. Основным видом деятельности завода был ремонт двигателей, а в последние годы упор сделали на производство зерноочистительных агрегатов (ПСМ) и товаров потребления населения. В настоящее время планируют возобновить ремонт двигателей. Беседа с хозяином завода Ханафи Каримовым о сегодняшнем экономическом положении завода.
– Ханафи Хамитович, ваш завод – один из ремонтно-механических заводов, выживших в суровых рыночных реалиях. Как Вам это удалось?
– Да, это действительно так. Все такого рода заводы, существовавшие в Татарстане, кроме нашего, не сумели вписаться в условия рынка и обанкротились. Кузембетьевский РМЗ в результате смелого внедрения новшеств, востребованных временем, уцелел и продолжает шествие вперёд, совершенствуя производимую технику.
– Насколько знаем, рабочие завода в течение месяца были в отпуске. Это верно? Сокращения штатов у вас не было, благодаря чему это достигнуто? Внедрению новшеств в производственную деятельность?
– У вас верная информация. Наши рабочие отдыхали в течение месяца и приступили к работе 2 февраля. Вот уже в течение трёх лет подряд рабочие на моём заводе отдыхают полностью весь январь. Работа в январе выходит на убыток, приходится потом много платить за
электрическую и тепловую энергию. На заводе на сегодняшний день трудится 123 человека, их месячная зарплата составляет 22 тысячи рублей. Убеждён, что старательные, трудолюбивые люди, качественно выполняющие свою работу, должны получать достойную зарплату. В коллективе должна быть здоровая атмо- сфера, каждый персонально, вне зависимости от должности, должен профессионально выполнять свою работу. Только в таком случае можно добиться общей цели.
акцент
Здесь не огра- ничиваются ремонтом разных двигателей, а еще производят около 50-ти модификаций зерноочистительных машин. В нашей стране низок спрос на технику, которую с удовольствием используют в странах ближнего зарубежья: Казахстане, Республики Беларусь, Кыргызстане, Тад- жикистане и в Монгольской Народной Республике
– Завод продолжает заниматься ремонтом дизельных двигателей. Есть ли трудности в работе с заказчиками?
– Несмотря на трудности, мы сохранили этот вид своей деятельности – ремонт двигателей, их узлов и частей. В прошлом году отремонтировали 170 двигателей. Проблема заключается лишь в платежеспособности заказчиков. Сегодня платежеспособность хозяйств низкая, поэтому заказов на ремонт двигателей поступает мало. Двигатели на ремонт привозят из разных районов республики, Оренбургской области, Башкортостана, Удмуртии. Мы осуществляем капитальный ремонт всех видов двигателей, выпускавшихся в советское время.
– Современный завод невозможно представить без маркетинговой службы.
– Одной из главных задач любого производителя является выгодная реализация товара. Поэтому маркетинговая служба в центре особого внимания. Нашим представителям приходится колесить по всей России в поисках покупателей нашей продукции. Участвуем в различных всероссийских сельскохозяйственных выставках. Наша продукция пользуется повышенным спросом в Казахстане, сейчас начали работать с монгольскими клиентами.
– Ремонтируете ли вы двигатели иностранного производства?
– Пока что мы не ремонтировали двигатели зарубежного производства, но уже изучаем эту возможность, ведётся подготовка. В будущем мы возьмёмся за их ремонт, станочный парк для этого у нас достаточный, есть и возможности, и рабочих готовим.
– В республике начала работать программа модернизации зернотоков. Участвует ли ваш завод в ней?
– В страдную пору очень важно, чтобы бесперебойно работали все звенья уборочного конвейера. Ток – место, где зерно, поступившее с поля, доводится до оптимальных кондиций и хранится до дальнейшей отправки на элеваторы. Но на сегодняшний день техническое состояние этих объектов находится на уровне прошлого века. Зерносушильное и калибровальное оборудование уже давно устарело морально и физически, а в некоторых хозяйствах и вовсе отсутствует. Что касается вашего вопроса, мы не сидели сложа руки в ожидании этой программы, вот уже три года осуществляем капитальный ремонт агрегатов ЗАВ-20, ЗАВ-40, КЗС, применяемых на токах, в некоторых хозяйствах мы монтируем их заново. За три этих года наше предприятие капитально отремонтировало 10 единиц ЗАВ. В прошлом году в Арском районе мы заново смонтировали один такой ЗАВ. Капитальный ремонт одного ЗАВ обходится в 3 миллиона, а монтаж с нуля – в 5 миллионов рублей. В рыночных условиях нельзя сидеть сложа руки.
– Какие условия созданы у вас для работников предприятия?
– Доставка вахтовым транспортом работников из Челнов и Мензелинска у нас бесплатная. Мы обеспечиваем качественное горячее питание рабочих, за обед они платят только 50% стоимости. Бесплатно обрабатываем участки под посадку картофеля площадью до 6 соток. Работников завода, имеющих скотину на подворье, обеспечиваем сеном в счёт зарплаты. Бывшим нашим работникам, вышедшим на заслуженный отдых, предусмотрена ежемесячная выплата в размере 200 рублей.
– Обеспечен ли завод кадрами?
– На сегодняшний день нам требуются два высококвалифицированных сварщика и один инженер-конструктор.
Наступила весна. В настоящее время самая важная проблема в сельском хозяйстве – подготовка к посевной кампании. Хозяйства района и агрофирмы делают всё возможное для постановки техники и сельскохозяйственных машин на линейку готовности. В нижерасположенной таблице отражается современное состояние подготовки техники.
Техника Хозяйство |
Тракторы |
Бороны |
Комбайны |
Сельхозмашины |
“Заиковский” |
100% |
100% |
100% |
100% |
“Мензелинские зори” |
91% |
100% |
79% |
95% |
“Сөт иле – Чулман” |
89% |
100% |
50% |
84% |
“Сөт иле – Минзаля” |
86% |
100% |
53% |
64% |
НАША СПРАВКА
Прошли традиционные соревнования, командное первенство по национальной борьбе на приз Кузембетьевского РМЗ среди подростков 1999 года рождения и моложе. В них приняло участие около 70 подростков из восьми команд. Здесь не было равных команде Кузембетьевской средней школы. Второе место заняли юные борцы деревни Кадряково, третье – команда из деревни Иркеняш. Призёрам и победителям были вручены грамоты от имени руководителя завода Ханафи Каримова, медали и диплом I степени. Всех участников соревнований накормили в столовой завода вкусным обедом.
Дильфас ГАЛИЕВ