В этом году в зональном туре участвовали народные театры из четырех районов республики. 5 апреля народный театр Муслюмовского районного дворца культуры показал музыкальную комедию «Четыре жениха для Диляфруз» драматурга Туфана Миннуллина. 6 апреля народный театр Сафаровского сельского дома культуры Актанышского района порадовал зрителей постановкой «Изге имән шаhит» («Священной верой свидетельствую»), днем спектакль по произведению Фаниса Яруллина «Ак яфрак» («Белая листва») показал народный театр Подгорнобайларского дома культуры. 7 апреля вниманию публики была предложена мелодрама по повести писателя Набиры Гиматдиновой «Елан» («Змея») в постановке народного театра Сармановского районного дворца культуры.
Заметим, что нынешний фестиваль посвящается памяти великого драматурга Туфана Миннуллина. Возможно, именно в связи с этим муслюмовцы обратились к его яркому, бессмертному произведению. Театру, созданному в 70-е годы прошлого века в качестве самодеятельного коллектива, уже в 1977 году было присвоено звание народного. Только за последние 12 лет коллектив поставил на сцену спектакли по произведениям таких известных драматургов, как М.Файзи, Х.Вахит, Ю.Аминов, Ф.Яруллин, Аманулла, Д.Салихов. Гузель Фахразиева, украсившая сцену словно жемчужина, исполнившая роль Сазиды, одной из главных героинь, по праву снискала любовь зрителей. Она очень эмоциональная, яркая, соответственно роль Сазиды получилась проникновенной, незабываемой, словно артистка не роль исполняет, а проживает жизнь своей героини.
Своим артистизмом, мастерством, хорошо поставленным голосом (особенно приятный голос у Айрата Шайгарданова (Джамиль), коллектив покорил зрителей. Словом, ансамбль из Муслюмова – что надо! Между тем многие из членов коллектива не работники сцены, это учителя, воспитатели, технические работники, но сцена сплотила, объединила их в единое целое. Это люди, влюбленные в театр, и сейчас они делятся этой любовью со зрителями.
Коллектив Сафаровского дома культуры Актанышского района предложил вниманию зрителя спектакль по произведению хорошо известного автора Рузили Замалиевой «Изге имән шаhит». Эта мелодрама созвучна с произведениями Хая Вахита. Спектакль на сцену поставила молодой режиссер Алиса Халиуллина (по неизвестным причинам она не приехала на фестиваль). Словом, выбором этого произведения коллектив преподнес подарок Рузиле Замалиевой. Мнение главного театроведа Камиля Саттарова по этому поводу таково: кто же обратится к произведениям малоизвестных писателей, как не народные театры? Может, этот фактор станет дополнительным стимулом для дальнейшей творческой деятельности молодого автора? Чистая, беззаветная любовь, сожаление, доверие – эти три понятия красной нитью проходят через все произведение. Словом, коллективу удалось раскрыть содержание произведения, очень удачно были сделаны декорации и мизансцены.
Как уже выше было сказано, Подгорнобайларский дом культуры (руководитель коллектива Муслима Гайниева) поставил на сцену произведение Фаниса Яруллина «Ак яфрак». Надо заметить, что для подготовки хорошего спектакля одного энтузиазма мало. В связи с этим хочу привести замечание того же Камиля Саттарова: «Я наслышан о таланте, самоотверженности Муслимы. Но руководители сельского поселения проявили равнодушие в подготовке декораций, обеспечении техническими с р е дс т в ами. Конечно же, такое негативное отношение не могло не отразиться на качестве постановки, в обратном случае спектакль мог бы быть более выигрышным».
Народный театр Сармановского дворца культуры показал одноактную драму-инсценировку по повести Набиры Гиматдиновой «Елан» - философского произведения, которое по праву может быть названо зеркалом современной жизни. По моему мнению, произведение это довольно сложно поставить на сцену, оно адресовано зрителю неравнодушному, умеющему логически мыслить, волноваться, сопереживать. Было такое ощущение, что на сцене не самодеятельные артисты, зрители сопровождали спектакль бурными аплодисментами, некоторые даже тайком утирали слезы.
Настоящим открытием этого вечера стала исполнительница главной роли Аделина Тимергалина (она является режиссером спектакля, и это ее дипломная работа). Студенческий талант, любовь к сцене у нее с детства. Все артисты местные, они родились и выросли здесь, здесь живут и работают. Бесконечную радость и гордость вызывают молодые артисты, впервые вступившие на сцену. Они смогли донести до зрителя свои искренние чувства, слова. Они неравнодушны к татарскому театру, к его судьбе, и это радует! Подрастает достойная смена корифеям театра, значит, есть будущее у нашей культуры, искусства.
Старший театровед республиканского научно- методического центра, член Союза театральных деятелей России, заслуженный работник культуры Татарстана Камиль Зиннатович очень тепло отзывался о работе каждого народного театра, вдохновляя их на дальнейшие творческие достижения.
Каждый спектакль был тщательно, всесторонне проанализирован. Ничто не ускользнуло от внимания жюри, оценили и костюмы, и декорации, и мизансцены. «Держитесь на сцене естественно, смело, свободно, как в жизни, не говорите слишком громко, будто перед вами глухой, не стойте к залу спиной, не перегибайте палку в желании рассмешить публику, избегайте искусственности, не ожидайте подсказки суфлера с раскрытым ртом, словом, будьте во всем естественны», - надеемся, что эти наставления председателя авторитетного жюри, народной артистки Татарстана Разили Муллиной будут услышаны и приняты во внимание.
Что касается номинаций, на этот раз их было немного. Сазида (Гузель Фахразиева, Муслюмово) была номинирована на приз «Дебют», Шакур (Ильшат Галиев) – на приз зрительских симпатий. Самат (Альфис Ахметшарипов, Сафаровский народный театр) был признан лучшей мужской ролью. Шакур бабай (Альберт Ильдаров) – лучшая мужская роль второго плана. Исполнительницей лучшей женской роли была признана Аделина Тимергалина из Сарманова, сестра милосердия (Энже Шаехова) – лучшей женской ролью второго плана.
Межрегиональный фестиваль пройдет в 8 зонах. Зональный тур завершится 8 мая в городе Альметьевск. Победителей ждет столица, финал!